Какая тема - сразу многое вспоминается из собственного детства. Добавлю свою историю, что называется, для статистики.
Я родом из маленького городка в области, школу заканчивала, естественно, там же. И школа, естественно, была обычной (на тот момент мне (и особенно моим родителям) казалось, что школа ужасная, "дебильная" и т. д. и т. п., хотя, скорее всего, по сравнению с совсем "простыми" (в плохом смысле этого слова) школами Нижнего Новгорода она была еще ничего, хотя бы по контингенту - там, где нет лицеев и спецшкол, все волей-неволей идут в одну из 2 обычных школ, которые примерно одинаковы). Училась я всегда хорошо, т. е. отлично, абсолютно не напрягаясь. Каких-то выраженных перекосов в ту или иную сторону не было (т.е. я не гений математики, пишущий "карова" и не суперфилолог, впадающий в ступор при необходимости решить задачу по геометрии). Школу закончила с золотой медалью, поступила в иняз, сдав английский на 20 баллов из 20. Конечно, я не со школьными знаниями поступала: в 11 классе год занималась с репетитором (2 раза в месяц) и этого года мне вполне хватило. В принципе считаю, что за этот год по аналогичной схеме смогла бы поднять любой предмет, если бы было выбрано другое направление.
Впоследствии, уже учась в инязе, какой-то ощутимой разницы между собой и теми, кто-учился в гимназиях и "хороших" школах (в плане общекультурного уровня или каких-то фоновых знаний) не ощущала. Вернее, если честно, немного ощущала только в одном аспекте - я совсем не умела пользоваться компьютером, т.к. дома у меня этого агрегата не было, а в школе на информатике было какое-то странное убожество вероятно советского еще производства. Так вот, к чему это я: безусловно ребенок, учившийся в "обычной" школе может поступить в хороший вуз и, учиться там, не уступая тем, кому со школой повезло больше.
Но, с другой стороны, я очень понимаю Аллу-Allenok. Лицей или специализированная школа, которая в принципе "на хорошем счету" в городе - это хорошо и полезно. И не только для знаний, но и для самооценки ребенка и спокойствия родителей. Если бы я училась в такой школе, возможно мои родители не так сильно переживали бы, что ребенок может остаться без высшего образования (задолго до того, как вопрос о том, куда поступать, реально встал на повестку дня), соответственно, не так сильно дергали меня по этому поводу, и я бы тоже не так нервничала по поводу своего неопределенного будущего. Еще помню диалог, который состоялся у мамы с моим репетитором на нашем первом занятии, точнее даже еще до его начала:
(Р)- Вы откуда? Из Шахуньи? Там, насколько я знаю, уровень не очень высокий..
(М)- Нет, из Уреня. Но у нас, наверно, уровень еще ниже (с нервным смехом)
(Р) - Ну, вот я сейчас вам честно скажу, даже еще не слушая девочку: у вас есть шанс только через договор...
(под договором подразумевалось целевое направление, за которое почему-то надо было платить что-то около 30 тыс. за все 5 лет (насколько я понимаю, это было официально, бесплатные направления вроде бы тоже были, но не для простых смертных), в то время как по финансовому договору в 2000 г., когда я поступала, год стоил около 36 тыс.)
Вот, честное слово, во всех отношениях было бы лучше, если бы подобного диалога и последующего стресса в течение всего года, пока я готовилась, в моей жизни не было. А стресс был, и еще какой. Причем, не столько из-за объема заданий, которые давал репетитор (хотя этот объем был и не маленький), сколько из-за общей нервозности, постоянных реплик родителей, что можно и побольше заниматься, а не сериалы смотреть, когда я на час-полтора выбиралась к телевизору, ведь денег на платную учебу нет (в том числе и 30 тыс. за направление), что не надо обольщаться своими отличными оценками в "дебильной" школе и т. д.