Тань, отвечу собственно на вопрос
как-то у нас...телевизионно-сериальная жизнь прямо: бедный, но умный (которому тяжело пробиться в жизни), и богатый (читай, сын/дочь "зацикленных на попадании в лицей" родителей, но тупой. Между ними-то никого нет...а если нет, то стыд и позор желать ребенку лучшего, даже за деньги.
я в ВУЗе училась на факультете, где учились или ботаны (прошедшие по рейтингу) или золотая молодежь. Но тупых к слову там не было, их отчисляли. Да "золотая молодежь" была в целом...менее интеллектуально развита, но это все равно был нормальный уровень
поэтому лично я не вижу ничего зазорного в том, чтобы на свободные места "пристроить" ребенка со среднем уровнем.
И ИМХО, ничье место он не займет.
Потому что если ребенок реально одарен и тянет лицейский уровень, а его родители хотят, чтобы он учился в этой конкретной школе (не лежа на диване, а какими-то действиями) - они ищут способ (как минимум, не имея прописки, ходят скорее всего в ШБП, откуда выходит "список рекомендованных детей").
Я не знаю случая, когда ребенок был умненьким и способным (по мнению незаинтересованных лиц, а не родителей, для коих их чадо - пуп земли и самый-самый), учитель из сильной школы в ШБП это видел на занятиях, а ребенок в школу не попал (наверное, они есть, если родители "проспали" звонок, когда нужно идти и писать заявление, уехали в отпуск или т.п....но тут вопрос приоритетов и общей системы - увы, она такова). Лицеи заинтересованы в сильных учениках и отбирают себе детей в том числе таким образом.
Если таким образом ребенок не попал в школу - то он априори "не тянет" уровень лицея...и идет на общих основаниях. И тут начинается конкурс прописок/кошельков и так далее.
Но если он не тянет априори и такой же средний, как тот, который может прийти на его место - то какая разница, в этом лицее он будет учиться или в обычной школе? Оставшиеся места все равно по-любому добьют этими середнячками и (будем откровенны) учебные заведения более заинтересованы в тех родителях, которые (назовем это гуманно) "готовы шевелить ногами и мозгами" ради того, чтобы добиться цели. Они, попав в школу "сложно", и мотивировать по идее более ответственно будут и в школьной "жизни" участвовать