мы тут абстрактную беседу ведем, ТС написала же, что реально не планировала и не знала
и я тоже написала, что да, бывает, но тон общения при этом с работодателем (уж простите) должен быть несколько иной, я как-то не очень верю, что от "доброжелательного" к "прижучить эту гадину" человек на раз дошел.
я совершенно не оправдываю работодателя. Но я считаю, что она имеет право злиться и расстраиваться и недоумевать (если вопрос декрета на собеседовании обсуждался и было "нет"), орать и высказывать свое "фи" права не имеет, а иметь определенное отношение к работнику и составить о нем свое мнение - имеет, да
и да, я абсолютно уверенна, что приди работник к работодателю с "Марьиванна, я понимаю, что я только устроилась и никак себя еще не показала, и понимаю, что подвожу Вас, мне действительно жаль, что так случилось, но это случилось...и я этому рада" - нормальный был бы разговор
а если "я не обязана" и "вы не имеете права" - то совершенно другой
работодатели - такие же люди и все понимают и все эти "вдруг" тоже понимают, учиться надо общаться с людьми не с позиции "мне кругом должны", а с позиции "давайте вместе подумаем, что можно сделать в этой ситуации"