Оль, ну, конечно, ничего страшного. Все, по крайней мере на лето делают перерывы, все нормально. Единственное, так как вы недолго проходите до перерыва, надо быть готовой к тому, что у ребенка потом снова начнется адаптация, какое-то время будет, как первый раз.
Что же касается нужности и ненужности развивалок, не будь у нас такой острой проблемы социализацией в том году, я бы не стала по крайней мере до двух лет водить ребенка в центры развития. Но оказалось, что нам это - очень надо, для годоваса это была единственная возможность видеть группу людей - как детей, так и взрослых, регулярно, плюс при этом еще и приятно и полезно проводить время.
В этом году развивалка нужна уже для другого. Я думаю, что проблему с боязнью людей мы успешно решили и вряд ли она уже вернется, но психологом было рекомендовано держать постоянную нагрузку в общении, но сейчас для меня важна именно любовь Вити к развивалке. В нашем случае много говорящего ребенка уже очевидна его любовь конкретно к развивалке, он знает, по каким она дням, встает и с утра туда просится, он хочет поехать к Наташе (педагогу) и друзьям по занятиям. Он очень много общается с педагогом, доверяет ей, спрашивает ее мнение. Очень часто напоминание о том, что Наташа учит тому-то (терпению, всегда говорить, пожалуйста) и т.п. помогает нейтрализовать назревающий конфликт. Плюс, у нас в легкой форме виден кризис трех лет: хочу гулять, нет, не хочу, домой, нет, буду гулять и т.п. Не истерит, но постоянные "да" и "нет" мы слышим, так вот, развивалка, это единственное место, на которое это не распространяется эти капризы, он туда хочет всегда и однозначно. Сегодня были на празднике у Наташиного Дани, Вите все очень понравилось (вела любимая Полина Александровна), но по дороге к домой он просился заехать к Наташе.
Я все думала, что же мы получим от развивалки в этом году, кроме продолжения общения. После того года мы получили очень хороший результат социализации, приезжаем в незнакомый дом, через две минуты Витя остается в детской в группе детей без меня, а я ухожу пить чай с мамами. Приходя на дни рождения в другие развивалки он готов включиться в игру, контактирует с педагогом. Если в том году я думала, что нам не надо в развивалку до определенного момента, то сейчас я рада, что мы туда ходили уже год, мне самой с ним проще на занятиях, а уж как легко ему. Он готов работать, воспринимать определенные правила, слушать... Так вот, открытия этого года. Первое - это учиться ждать и терпеть. Дома-то как - или мы даем ребенку то, что он просит, если это не противоречит нашим установкам, или не даем, будучи готовыми слушать плачь, давать отпор. А тут ситуаций много - 8 детей ждут, чтобы ежик пожал им руку, вернее, первое занятие не ждут, все срываются мест, толкаются, кричат, мамы пытаются их удержать. Или все хотят одновременно задувать свечку, играть с манкой, собирать пазл. На втором занятии уже начинает приходить понимание, се дергаются, кричат, но сидят, а к третьему занятию почти все знают, что пока педагог не позвал подходить, толкая других не надо. Второе - это приучение к порядку. Дома мы тоже приучаем, но постепенно, думая, что дети маленькие, а там - сразу и жестко. У каждого - свой коврик, играем только на нем, другую вещь берешь только после того, как убрал первую. НЕЛЬЗЯ брать вещи с коврика другого ребенка. Это так волшебно работает, Витя поле первого занятия все понял. Дома делает так же. Ну, еще много-много приятных мелочей.
Я это все к чему, что, вот, сама думала долго, что не надо мне развивалку, особенно, с годовасом. Потом думала, что надо, но только для одной конкретной вещи. Теперь знаю, что второго поведу в год без вопросов, если будет рядом хорошая развивалка, которую, конечно, ой, как непросто найти. Но если у нас все сложится с садиком, то, наверное, не буду водить, так как передоз общения и занятий - это тоже плохо. Каково детенышу провести, считай, рабочий день в садике, а потом еще пару раз в неделю куда-то идти и что-то делать?